ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
1. Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2. Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
4. Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
6. Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
Cпециально оборудованные учебные кабинеты
Сенсорная комната.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сенсорная комната, физкультурный зал.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Не имеется
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
На участке детского сада расположены детские игровый модули, поле для спортивных игр, баскетбольные щиты, малыми спортивными формами.
Физкультурный зал оборудован мини тренажерами, нестандартным оборудованием (мячами-массажерами, комплектом мягких модулей), спортивным оборудованием и инвентарем.
Cредства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- Печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
- Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа пособия, сетевые образовательные ресурсы и т.п.);
- Аудиовизуальные (слайды);
- Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
- Спортивное оборудование (тренажеры, мячи...)
- Коммуникативная система "Диалог. Базовый"
- Сенсорное оборудование (пузырьковая колонна, сухой бассейн, фиброоборудование, массажное оборудование...)
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Имеются:
- Пандус
- Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне
- Тулет оснащен специальными поручнями
- Имеется сенсорная комната и спортивный зал (расположенные на первом этаже)
Специальные условия питания
В МДОУ детям предоставляется сбалансированное пятиразовое питание в соответствии с утверждённым примерным меню, рассчитанным на 10 дней, с учётом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов. Ежедневное меню предусматривает при наличии необходимости замену блюд для детей с пищевыми аллергиями и сахарным диабетом
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Воспитанники МДОУ не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет. Официальный сайт ДОУ имеет версию для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Не предусматривается.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Детский сад оснащен компьютерным, и мультимедийным оборудованием, необходимым для эффективного использования в образовательном процессе.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Не предусмотрено.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Не предусмотрено.